логотип
1968-2021г.
г.Братск
  • Главная
  • . . .
  • Новости
  • Анализ результатов региональной диагностики функциональной грамотности шестиклассников

Анализ результатов региональной диагностики функциональной грамотности шестиклассников

ШРИФТ:

Анализ результатов региональной диагностики функциональной грамотности шестиклассников МБОУ «СОШ № 5» муниципального образования г. Братска  в2020 г. 

Необходимость проведения диагностики связана с низкой компетенцией школьников Иркутской области функциональной грамотности по результатам международного сопоставительного исследования PISA.


Целью проведения диагностики является:
— выявить уровень функциональной грамотности обучающихся на основе методологии и инструментария международного исследования качества подготовки обучающихся PISA;
— познакомить педагогов и обучающихся с новым форматом и содержанием заданий;
— использовать полученные данные для принятия мер, направленных на повышение качества образования.
Диагностика проводилась в компьютерном формате, установка специальных программ и наличие выхода в сеть Интернет не потребуется.
Вариант диагностической работы состоит из трех модулей:
— модуль 1 содержит задания по читательской грамотности;
— модуль 2 содержит задания по математической грамотности;
— модуль 3 содержит задания по естественнонаучной грамотности.
Большинство заданий оказались трудными для школьников, что вполне объяснимо, так как оценочные материалы по функциональной грамотности отличаются от форматов традиционных заданий, проверяющих предметные знания. От участников диагностики требовалось отвечать на вопросы в компьютерной форме, что могло отрицательно сказаться на уровне выполнения.

Читательская грамотность проверялась с помощью следующих заданий:
1.     «Моя Россия:большое в малом».
На основе анализа информации из сети Интернет нужно было ответить на 3 вопроса.

Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки:интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
·        Контекст: общественный
·        Тип текста:несплошной (инструкция с фрагментами страниц сайта)
·        Уровень сложности:средний
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
·        Объект оценки: устанавливать связи между событиями или утверждениями
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
·        Контекст: общественный
·        Тип текста:несплошной (инструкция с фрагментами страниц сайта)
·        Уровень сложности: низкий
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
·        Контекст: образовательный
·        Тип текста: сплошной
·        Уровень сложности: высокий
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
Объект оценки: формулирование вывода на основе обобщения отдельных частей текста
2. «Проект «Путешествие в малые города России».
Используя заметки о малых городах России,необходимо было дать характеристику городам, выделив их главные особенности;сравнив между собой.
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
·        Контекст: образовательный
·        Тип текста: сплошной
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
·        Объект оценки: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
3.На основе анализа карты нужно было выделить правильный маршрут путешествия.
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
·        Контекст: множественный (личный, образовательный)
·        Тип текста:несплошной (карта)
·        Уровень сложности: высокий
·        Формат ответа: задание с выбором одного ответа
·        Объект оценки: умение соотносить графическую и вербальную информацию.
4.Последнее задание имело творческий характер. Нужно было предложить города России для посещения, обосновав свой выбор.
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: школьная жизнь, участие в конкурсах
·        Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
·        Контекст: множественный (личный, образовательный)
·        Тип текста: множественный (составной)
·        Уровень сложности: высокий
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
·        Объект оценки: использовать информацию из текста с привлечением фоновых знаний
Результаты ДФГ по проверке читательской грамотности:
Максимальный балл за работу – 13
Писали работу -63 ученика
11-13 (повышенный уровень) – 7 обучающийся
8-10  (базовый уровень) – 33 обучающихся
5-7 (пониженный уровень) – 13 обучающихся
0-4 (недостаточный уровень) – 10 обучающихся

Общая справляемость составила: по городу -7 (пониженный уровень)

                                                          По школе-8 (базовый уровень)

Справились с заданиями

задание

1

2

3

4

5

6

7

Количество человек

19

44

27

18

37

32

7

%

30

70

43

29

59

51

11

 Наибольшее затруднение вызвало задание, в котором нужно было, опираясь на свои знания, предложить малые города России для тура.

 Математическая грамотность проверялась с помощью восьми заданий:
Задание 1. «Санаторий»
Характеристики задания
·     Содержательная область оценки: количество
·     Компетентностная область оценки: формулировать
·     Контекст: личная жизнь
·     Уровень сложности задания: низкий
·     Формат ответа: развернутый ответ
·     Описание задания:выполнение расчетов с действительными числами
Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения
Задание 2. «Санаторий»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: изменения и зависимости
·     Компетентностная область оценки: применять
·     Контекст: личная жизнь
·     Уровень сложности задания: низкий
·     Формат ответа: выбор ответа
·     Описание задания:вычислить время поездки, и вычислить среднюю скорость автомобиля
·     Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: перевод одной единицы измерения в другую, умение выражать одну переменную через другую, арифметические действия с десятичными дробями
Задание 3. «Ремонт квартиры»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: пространство и формы
·     Компетентностная область оценки: применять
·     Контекст: личная жизнь
·     Уровень сложности задания:низкий
·     Формат ответа: краткий ответ
·     Описание задания: использовать пространственное мышление для определения названий комнат; строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания
·     Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, применять умения работать со схемами
Задание 4. «Ремонт квартиры»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: пространство и форма
·     Компетентностная область оценки: применять
·     Контекст: личная жизнь
·     Уровень сложности задания: средний
·     Формат ответа: краткий ответ
·     Описание задания: соотнесение площадей данных фигур, установление зависимостей между величинами
·     Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: нахождение площадей фигур, выражение одной величины через другую, прикидка результата
Задание 5. «Интернет»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: количество
·     Компетентностная область оценки: формулировать
·     Контекст: личная жизнь
·     Уровень сложности задания: средний
·     Формат ответа: развернутый ответ
·     Описание задания: выполнение расчетов с арифметическими числами, в соответствии с условиями задачи
·     Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, формулировать вывод
Задание 6. «Гараж»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: пространство и форма
·     Компетентностная область оценки: интерпретировать
·     Контекст: профессиональный
·     Уровень сложности задания: средний
·     Формат ответа: краткий ответ
·     Описание задания: использовать пространственное воображение, чтобы определить трёхмерную фигуру, соответствующую другой данной трёхмерной фигуре
·     Дополнительные характеристики. Интерпретировать рисунки по отношению к реальному объекту. На основе вида строения «спереди» определить его вид «сзади»
Задание 7. «Продажа телефонов»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: неопределенность и данные
·     Компетентностная область оценки: интерпретировать
·     Контекст: общественный
·     Уровень сложности задания: низкий
·     Формат ответа: краткий ответ
·     Описание задания: прочитать диаграмму и сопоставить с вопросами
·     Дополнительные характеристики. Необходимо интерпретировать диаграмму: сравнить уровень продаж по месяцам и каждого телефона в отдельности
Задание 8. «Продажа телефонов»
Характеристики задания:
·     Содержательная область оценки: неопределенность и данные
·     Компетентностная область оценки: интерпретировать
·     Контекст: общественный
·     Уровень сложности задания:средний
·     Формат ответа: развернутый ответ
·     Описание задания: прочитать данные диаграммы, сравнить уровень продаж конкретного телефона, дать сравнительную характеристику
·     Дополнительные характеристики. Дать сравнительную характеристику по уровню продаж одного телефона в разные месяцы
Результаты ДФГ по проверке математической грамотности:
Максимальный балл за работу – 12
Писали работу -63 ученика
Общая справляемость составила: по городу -4 (пониженный уровень)

                                                          По школе-8 (базовый уровень)
11-12 б (повышенный уровень) – 13 обучающихся
7-10 (базовый уровень) – 27 обучающихся
4-6 (пониженный уровень) – 18 обучающихся
0-3 (недостаточный уровень) – 5 обучающихся

Справились с заданиями

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество человек

34

47

46

37

17

52

45

18

%

54

75

73

59

27

83

71

29

 Естественнонаучная грамотностьпроверялась с помощью восьми заданий:
Задание 1. «Поведение собак»
Характеристики задания
·        Содержательная область оценки: живые системы
·        Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
·        Контекст: глобальный
·        Уровень сложности: низкий
·        Формат ответа: задание на установление соответствия
Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Задание 2. «Поведение собак»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: живые системы
·        Компетентностная область оценки: научно объяснять явления
·        Контекст: глобальный
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
·        Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
Задание 3. «Поведение собак»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: живые системы
·        Компетентностная область оценки: научно объяснять явления
·        Контекст: личный
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
·        Объект оценки: распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
Задание 4. «Поведение собак»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: живые системы
·        Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественнонаучного исследования
·        Контекст: глобальный
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
·        Объект оценки: распознавать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать
Задание 5. «Зеркало»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: физические системы
·        Компетентностная область оценки: научно объяснять явления
·        Контекст: личный
·        Уровень сложности: низкий
·        Формат ответа: задание на установление соответствия
·        Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления
Задание 6. «Зеркало»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: физические системы
·        Компетентностная область оценки: научно объяснять явления
·        Контекст: личный
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с развернутым ответом
·        Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления
Задание 7. «Зеркало»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: физические системы
·        Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
·        Контекст: личный
·        Уровень сложности: низкий
·        Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
·        Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Задание 8. «Зеркало»
Характеристики задания:
·        Содержательная область оценки: физические системы
·        Компетентностная область оценки: понимание особенностей естественнонаучного исследования
·        Контекст: личный
·        Уровень сложности: средний
·        Формат ответа: задание с выбором одного правильного ответа
·        Объект оценки: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
Результаты ДФГ по проверке естественнонаучной грамотности:
Максимальный балл за работу – 9
Писали работу -63 ученика
8-9 (повышенный уровень) – 1 обучающийся
5-7 (базовый уровень) – 31 обучающихся
3-4 (пониженный уровень) – 27 обучающихся
0-2 (недостаточный уровень) – 4 обучающихся

Общая справляемость составила: по городу -4 (пониженный уровень)

                                                          По школе-5 (базовый уровень)

Справились с заданиями

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество человек

36

6

50

29

28

49

42

59

%

57

8

79

46

44

78

67

94

 Таким образом, по ОО получены следующие результаты:
Повышенный уровень: 21 человек;
Базовый:91;
Пониженный: 58;
Недостаточный:19.
Читательская грамотность-базовый уровень
Математическая грамотность-базовый уровень
Естественнонаучная грамотность-базовый уровень

 

Результаты МО

Результаты ОО

Читательская грамотность

пониженный

базовый

Математическая грамотность

пониженный

базовый

Естественнонаучная грамотность

пониженный

базовый

Выводы:
1.     Результаты ОО находятся на базовом уровне.
2.     Результаты ОО выше показателей МО.

Предложения:
1.Учителям-предметникам провести анализ результатов ДФГ в 6 классах по учебнымпредметам.
2.Учителям-предметникам внести изменения в рабочие программы на основе анализа ДФГ.
3.Учителям-предметникам оптимизировать методы обучения,организационные формы обучения,средства обучения,использование современных педагогическихтехнологий на уроках по учебным предметам с учетом результатов анализа ДФГ.