логотип
1968-2018г.
г.Братск

Цели и задачи музея

ШРИФТ:

Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации». Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии общественности.

Школьный музей способствует:

  • воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; 
  • приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Иркутской области, Братского района и города Братска, через практическое участие в сборе и хранении документов, экспонатов

Направление деятельности:

  • поисково-собирательное; 
  • экскурсионное;
  • воспитательное; 
  • культурно-массовое;
  • интерактивность и комплексность;
  • программность и доходчивость.

фото 04
Музей Школы №5 - фото 04

Партнёры музея МБОУ СОШ№5: МОО НПЦ «Холокост», ПАШ ЮНЕСКО, МБОУ «СОШ №5», Еврейская община г.Братска, Армянская диаспора г.Братска, Татарское общество г.Братска, Байкальская мусульманская религиозная община, Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, Театр-студия «Под зонтом», МБУ ДО "ДШИ №2" МО г.Братска, Фонд «Единство», ОУ СПО г.Братска, МБУК «ЦБС г.Братска», Литературный клуб «Литературное братство», Совет ветеранов Центрального округа г.Братска, МБДОУ г.Братска, Детский городской парламент, МКУ «Центр молодежных инициатив» МО г.Братска, ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет»

 Цели  музея

  1. Патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  2. Приобщить школьников к истории и культуре родного края;
  3. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике; вовлечение детей в творческую деятельность историко-познавательного направления;
  4. Познакомить школьников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины;
  5. Воспитать патриотизм и гражданскую ответственность за свою страну.

фото 01

Музей Школы №5 - фото 01

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит человека за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Для школьного образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Это ставит перед школьным музеем новые задачи:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Формирование национальной идеологии;
  • Сохранение традиций;
  • Возвращение к исконно духовным ценностям;
  • Патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • Создание новой музейной аудитории;
  • Расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

фото 02

Музей Школы №5 - фото 02

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.

Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под чутким  руководством взрослых

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца.

Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
  • Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  • Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея

Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Формирование у дошкольников представления о музее;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Развитие речи и расширения словарного запаса;
  • Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
  • Воспитание культуры поведения.

Направления деятельности музея:

фото 03

Музей Школы №5 - фото 03

Поисково-собирательское
Даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы пытаются всесторонне исследовать тему,  связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, и понять роль отдельных лиц в этих событиях.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Экспозиционное (оформительское)
Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Поэтому над музейной экспозицией работает коллектив – работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

  1. Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
  2. Разработка архитектурно - художественного решения экспозиции.  В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.

Экскурсионное
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста – руководителя музея Савицкой Е.П. по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – важная часть работы. Она требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством педагога доп. образования Савицкой Е.П.

К проведению экскурсии разработаны специальные требования:

  • Экскурсия строится последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса  раскрывается путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • Экскурсию делает интересной эмоциональный и яркий рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.

Культурно-массовые мероприятия
Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы:

  • проведение экскурсий и уроков по экспозиции,
  • встреч с участниками Великой Отечественной войны, с яркими  деятелями науки, культуры и искусства,
  • работа с общественными организациями, партнёрами и местным населением.

Музей органично вписывается в план работы всего общеобразовательного учреждения.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея учитываются следующие исторически сложившиеся принципы:

  • Интерактивность;
  • Комплексность – включение всех типов восприятия;
  • Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий соблюдает дифференцированный подход к детям, принцип индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.

Как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?

Задачами педагога, и руководителя школьного музея, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

  • научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию, наслаждению;
  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога, занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения использован метод проектов
Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом.

Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может и увлекательным, и талантливым и необычным.

В музее существует своя режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
  • занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
  • занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви,  урок-презентация;
  • занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

 Немецкий учёный Г.Фройденталь сформулировал актуальную и сегоднясовокупность требований к проведению занятий в музее:

  • каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  • учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
  • посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию.